В России активно расширяется сеть автоматизированных комплексов фото- и видеофиксации, в действующей Единой федеральной системе МВД, получившей название «Паутина». Устройства фиксируют различные нарушения правил дорожного движения, включая проезд запрещающего сигнала светофора, превышение установленной скорости и даже неиспользование ремней безопасности. К каждому зафиксированному факту нарушения прилагается уведомление с фотографиями и точными координатами места происшествия.

В стране уже насчитывается свыше 29 тысяч таких камер, и в течение следующих пяти лет их число возрастет еще на 10 тысяч. Современные комплексы, например, «Азимут-4», способны идентифицировать до 51 вида правонарушений, включая сложные ситуации, такие как управление транспортным средством с использованием мобильного телефона. После регистрации нарушения изображение передается в централизованную систему хранения данных. «Паутина» проводит первичную обработку информации, исключая, например, снимки, касающиеся деятельности спецслужб или транспортных средств с закрытыми номерными знаками. Затем фотографии поступают в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), где сотрудники принимают решение о наложении штрафа. Весь цикл, от момента нарушения до получения квитанции, занимает всего несколько дней.

«Паутина» – это государственная база данных, доступ к которой ограничен узким кругом уполномоченных лиц. Поиск изображений из этой системы в интернете затруднен – полный доступ к информации имеют только сотрудники МВД. Установкой и обслуживанием камер занимаются специалисты, которые обязаны обеспечивать их бесперебойную работу. Средства, полученные от штрафов, поступают в бюджет регионов. Затраты на установку одного комплекса могут колебаться от полутора до четырех миллионов рублей, при этом срок его эксплуатации исчисляется несколькими годами. Поэтому доход от уплаты штрафов не всегда оказывается значительным.

Обмануть систему не представляется возможным. Автоматизированные комплексы фиксируют около 90% всех нарушений, а любые попытки скрыть или подделать государственные регистрационные знаки неизбежно приведут к проблемам с ГИБДД.

Полагаться на иностранскую регистрацию транспортного средства тоже не стоит: сотрудники ГИБДД имеют возможность проверить данные по международной базе и выписать штрафы непосредственно владельцам автомобиля зарегистрированного за границей. Автомобили с иностранными номерами периодически нуждаются в вывозе за пределы страны, а именно в этот момент и будет произведена проверка на наличие задолженности по штрафам.

Единственным надежным способом избежать наказания является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения. Придерживаясь ПДД, можно уверенно передвигаться по дорогам и не опасаться встречи с «Паутиной».