Доливаете масло в двигатель больше 0,5 литра на 1000 км? Загляните под автомобиль, проверьте нет ли утечек! Если всё чисто и сухо, значит, в двигателе автомобиля поселился "масложор" - именно так часто называют высокий расход моторного масла, а что это за болезнь моторов,  и каковы причины её возникновения, разложим по пунктам:

1️⃣ Моторное масло низкого качества, в том числе дешёвые и контрафактные масла, которые внутри мотора быстро распадаются на отложения и смолы, что приводит к образованию липкого нагара и шлама, из-за него поршневые кольца залегают, им забиваются отверстия отвода масла под маслосъёмными кольцами, лишнее масло не успевает стечь в поддон и сгорает в цилиндре. Затем утратившие подвижность поршневые кольца пропускают картерные газы во впускной коллектор через систему систему вентиляции, а далее масло начинает активно гореть вместе с топливо-воздушной смесью камере сгорания, усугубляя образование нагара, липких смолянистых отложений, закоксовку поршневых колец и приводит другим неисправностям, например, к разрушению катализатора и дорогостоящему ремонту. Аналогичная ситуация возникает при использовании хорошего масла с превышением рекомендованных сроков замены и увеличении межсервисного интервала по пробегу или моточасам.

2️⃣ Износ или старение маслоотражающих колпачков. Со временем материал маслоотражателей становится жёстким или изнашивается, а затем начинает пропускать масло. Из головки блока цилиндров по клапанным штокам масло проникает в камеру сгорания, что приводит к тем же итогам, описанным в пункте 1.

3️⃣ Подача грязного воздуха в двигатель. При использовании некачественного воздушного фильтра или же подсосе воздуха в соединениях впускного тракта в двигатель может попадать пыль, частицы грязи, песчинки. Абразивные частицы, приводят к задирам и ускоренному износу деталей цилиндро-поршневой группы, через которые начинают прорываться картерные газы, что вновь влечёт за собой последствия, описанные в пункте 1. К этому же пункту можно причислить и возникновение расхода масла из-за разрушения активной массы катализатора на тех автомобилях, у которых каталитический нейтрализатор интегрирован в выпускной коллектор. Бывали случаи, в которых единственная заправка некачественным топливом или единственная замена масла на дешёвое или подделку приводила к тому, что катализатор начинал рассыпаться изнутри, а его мелкие керамические частицы засасывало в мотор через выпускной тракт. В таком случае процесс износа идёт очень быстро – 1000 километров пробега и масложор обеспечен, помогает только капитальный ремонт двигателя, замена или удаление катализатора, что обходится очень дорого. Поэтому, если вы почувствовали снижение динамики мотора, его неровную работу или тем более на панели приборов зажглась лампа Check Engine – срочно нужна диагностика двигателя!

4️⃣ Вождение в городском режиме. К закоксовыванию системы смазки, залеганию колец и вытекающим проблемам могут приводить постоянное медленное движение в пробках и частыми остановками, так свойственные большим городам. Масло в двигателе автомобиля, который эксплуатируются в городе, стареет значительно быстрее, чем тех, машин которые двигаются по загородным шоссе и трассе. Режимы работы двигателя в большом городе приравниваются к тяжёлым условиям и поэтому требуют более частой (обычно вдвое) замены масла в двигателе.

5️⃣ Попадание топлива в масло. Старые свечи зажигания, засорившаяся топливная форсунка, низкое давление в топливной системе – часто именно по этим причинам в камере сгорания может остаться часть несгоревшего бензина или дизельного топлива, которое смешиваясь с моторным маслом приводит к моментальной его деградации, разжижению и потере необходимых свойств, после чего запускается цепная реакция с последствиями, как в пункте 1.

Перейдём к выводам, что же является самым важным и на что стоит обращать внимание:

Меняйте масло и фильтр строго по регламенту (обычно каждые 8–10 тысяч км, если ваш режим – город, то вдвое чаще). Используйте качественные масла, с соответствующими вашему двигателю допусками и характеристиками, а покупайте их у официальных и проверенных продавцов. Проверяйте систему смазки на утечки: осматривайте подкапотное пространство и под автомобилем на наличие масляных пятен.

Контролируйте уровень масла каждые 1–2 тысячи км, обязательно перед длительными поездками, в процессе, и после возвращения из путешествия. Резкое падение уровня масла — повод заехать в автосервис для диагностики. Следите за выхлопом: сизый или синий дым из выхлопной трубы — признак сгорания масла. Заправляйтесь качественным топливом на проверенных автозаправках. Не допускайте перегрева двигателя, следите за температурой охлаждающей жидкости.

Главное — регулярное ТО и внимание к любым изменениям в работе двигателя. При первых признаках повышенного расхода масла (дым, падение уровня, пятна под авто, вибрация или индикация контрольными лампами) обращайтесь к специалистам на СТО. Это избавит вас от усугубления проблем, поможет сэкономить деньги на ремонте и продлит срок службы двигателя, регулярное техобслуживание и профилактика всегда окупают себя и обходятся дешевле ремонта.